© 2019  Skytevarn Resources LLC

Placer deposit Skytevarn

Geology of the license area

Metamorphic and metamorpho-metasomatic rocks of the Upper Archean - Lower Proterozoic, Early Proterozoic intrusions, Quaternary sediments take part in the geological structure of the area.

Structurally, the work area is located within the Lapland structural-formational zone. The bulk of the rocks composing the area belongs to the Lapland complex of granulites (metasomatic enderbits and granulites).

The rocks of the Lapland complex are formed under the conditions of the granulite facies metamorphism along the ancient gneisses of the Salno-Tundra complex.

Most of the rocks of the Lapland complex are characterized by high contents of pyrope-almandine garnet: gneisses (5-20%), enderbites (5-30%), granulites (10-30%), sillimanite (up to 5% ) and rutile (up to 2%) are present in the rocks as accessory minerals.

Quaternary formations

The area of ​​the region is almost completely covered by Quaternary sediments. The most common are the Upper Pleistocene and Holocene sediments. The Neopleistocene formations are represented by glacial deposits of the Ostashkov glaciation — moraine and fluvioglacial deposits; the Neopleistocene-Holocene formations — alluvial, marine, peat-marsh deposits.

Moraine deposits cover the crystalline rocks of the basement with an almost continuous cover and are represented by sandy moraine (the amount of gravel-pebble material is 10-60%, boulders 10-30%, in some cases up to 50-70%, garnet content - 2-5%) .

Aqua-glacial deposits form ridges up to 1-2 km long and up to 15-20 m high, located in valleys of streams and low parts of the relief. Aqua-glacial deposits are represented by boulder-pebble-gravel-sandy sediments (the content of coarse material up to 20-60%, the content of garnet up to 10%).

Marine sediments are noted along the river bed. Lotta strip up to 1-2 km (rarely up to 3 km), blocking the moraine and, possibly, aqua-glacial deposits. The upper limit of the distribution of marine deposits within the site is estimated at about 120-130 m.

In terms of marine sediments take part from the bottom up:

- clay (loam) of bluish color with thin parallel horizontal stratification. The clay thickness ranges from 0-0.5 m to 5-6 m in depression. The sediments of this horizon belong to the formations of the periglacial basin.

- sandy loam of greenish-gray color with thin horizontal lamination and sand interlayers. Garnet is not observed in sandy loam, but it is probably present in sand interlayers. Horizon thickness is up to 3.5 m.

- the horizon of marine sediments is composed of sands of a yellowish-brown color with sandstone interlayers. In the sand there is wavy, parallel horizontal stratification. The content of garnet in marine sands can be estimated in the range of 10-30% by weight. The thickness of the sands horizon vary from the first meters to 10-15 meters in the beach ridges oriented along the Lotta river bed.

Alluvial sediments are mapped as a narrow strip along the Lotta riverbed and are represented by garnet-containing sand and boulder-pebble-gravel-sandy sediments, depending on what rocks were eroded.

Marsh deposits are represented by peatlands (approximately up to 1 m thick). Marked along the streams, in low relief areas. Lay on moraine and marine sediments.

Geological model of the deposit

Placer deposit of technical garnet formed due to the weathering of garnet-containing moraine deposits (sandy-sandy moraine) in the conditions of the inland sea formed after the Ostashkov glaciation at the area of the lake Notozero (now the Verkhnetulomskoe reservoir).

Placer formation (combination of bottom and beach placers) occurred under estuary conditions (in the present relief is represented by the Lotta river valley) which coastline, in low-relief conditions, was abundant in islands, shoals and inlets, which complicated the hydrodynamic situation in the placer formation zone and accordingly led to complication its geological structure.

The placers are stratiform sub-horizontal deposits with thickness from the first meters to 10-15 meters in the beach ridges and bars. The upper limit of the distribution of marine sediments ranges from 100 m in the east (lower reaches of the Lotta River) to 130 m within the license area. Such a change in elevation of the boundary is associated with neotectonic movements. The expected length of alluvial deposits along the strike is 1.5-4 km with a width of 500-1000 m. The beach ridges are up to 1.5 km long with a width of 100-250 m.

© 2019 ООО "Скайтварн Ресорсез"

Россыпное проявление Скайтварн

Геологическое строение района

В геологическом строении района принимают участие метаморфические и  метаморфо-метасоматические породы верхнего архея – нижнего протерозоя, интрузии раннего протерозоя, четвертичные отложения.

В структурном плане площадь работ расположена в пределах Лапландской структурно-формационной зоны. Основная масса пород, слагающих район относится к лапландскому комплексу гранулитов (метасоматические эндербиты и кислые гранулиты).

Породы лапландского комплекса сформировались в условиях гранулитовой фации метаморфизма по древним гнейсам сальнотундровского комплекса.

Большинство пород Лапландского комплекса характеризуются высокими содержаниями граната пироп-альмандинового состава: гнейсы (5-20%), эндербиты (5-30%), кислые гранулиты (10-30%), в качестве акцессорных минералов в породах присутствует силлиманит (до 5%) и рутил (до 2%).

Четвертичные отложения

Площадь района почти полностью перекрыта четвертичными отложениями. Из четвертичных образований в районе наибольшим распространением пользуются отложения верхнего звена неоплейстоцена и голоцена. Неоплейстоценовые образования представлены ледниковыми отложениями осташковского оледенения – моренными и флювиогляциальными отложениями, неоплейстоцен-голоценовые образования – аллювиальными, морскими, торфяно-болотными отложениями.

Моренные отложения (gIIIos) практически сплошным чехлом перекрывают кристаллические породы фундамента и представлены супесчаной мореной (количество гравийно-галечного материала 10-60%, валунов 10-30%, в отдельных случаях до 50-70%, содержание граната – 2-5%).

Водно-ледниковые отложения (fIIIos) формируют гряды протяженностью до 1-2 км и высотой до 15-20 м, расположенные в долинах ручьев и пониженных частях рельефа. Водно-ледниковые отложения представлены валунно-галечно-гравийно-песчаными отложениями (содержание крупнообломочного материала до 20-60%, содержание граната до 10%).

Морские отложения (mIIIos-H) отмечаются вдоль русла р. Лотта полосой шириной до 1-2 км (редко до 3 км), перекрывая моренные и, возможно, водно-ледниковые отложения. Верхняя граница распространения морских отложений в пределах участка оценивается порядка 120-130 м.

В разрезе морских отложений принимают участие снизу вверх:

- глины (суглинки) синеватого цвета с тонкой параллельной горизонтальной слоистостью. Мощность глин составляет от 0-0,5 м до 5-6 м в депрессиях. Отложения этого горизонта относят к образованиям приледникового бассейна.

- супеси зеленовато-серого цвета с тонкой горизонтальной слоистостью и прослоями песков. Гранат в супесях не отмечается, но в прослоях песков вероятно присутствует. Мощность горизонта до 3,5 м.

- горизонт морских отложений сложен песками желтовато-коричневого цвета с прослоями супесей. В песках отмечается косая, волнистая, параллельная горизонтальная слоистость по зерновому составу и плотности минералов. Содержание граната в морских песках можно оценить в диапазоне 10-30% масс. Мощность горизонта песков от первых метров до 10-15 м в пляжевых грядах ориентированных вдоль русла р. Лотта.

Аллювиальные отложения (aIIIos-H) картируются узкой полосой вдоль русла реки Лотта и представлены гранатсодержащими песками и валунно-галечно-гравийно-песчаными отложениями, в зависимости от того какие породы размывались, моренные отложения или морские.

Болотные отложения (plH), представлены торфяниками (ориентировочно мощностью до 1 м). Отмечаются вдоль русел ручьев, на пониженных участках рельефа. Залегают на моренных и морских отложениях.

Геологическая модель объекта

Россыпь технического граната сформировалась за счет перемыва гранатсодержащих моренных отложений (песчано-супесчаная морена) в условиях внутреннего моря, сформировавшегося после осташковского оледенения на месте оз. Нотозеро (ныне Верхнетуломское водохранилище).

Формирование россыпи (сочетание донных и пляжевых россыпей) происходило в условиях эстуария (в современном рельефе представлен долиной реки Лотты) береговая линия которого, в условиях низкогорного рельефа изобиловала островами, отмелями и заливами, что усложняло гидродинамическую обстановку в зоне формирования россыпи и соответственно приводило к усложнению ее геологического строения.

Россыпи представляют собой пластообразные субгоризонтальные залежи мощностью от первых метров до 10-15 м в пляжевых грядах и барах. Верхняя граница распространения морских отложений составляет от 100 м на востоке (нижнее течение р. Лотта) до 130 м в пределах лицензионного участка. Подобное изменение высотных отметок границы связано с неотектоническими движениями. Ожидаемая протяженность россыпей по простиранию 1,5-4 км при ширине 500-1000 м. Пляжевые гряды протяженностью до 1,5 км при ширине 100-250 м.